Пиетари Тутлик (sol_diesi) wrote,
Пиетари Тутлик
sol_diesi

индейские деревни Сан Хуан Чамула и Синакантан

Начну выкладывать мексиканские впечатления под настроение. За 8 дней проехали по 8 штатам Мексики - начали из Мехико, потом Пуэбла, Оахака, Чьяпас, очень быстро Табаско, потом Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо, где мы провели 5 дней в Канкуне.
Тут у нас будет про два индейских поселения в Чьяпасе.

Сначала нас (7 человек и гид) привезли в очень странное место в городок Сан Хуан Чамула. Там нет школ, нет больниц, нет полиции. Первое заменяет семья, второе шаман, он же священник местной церкви, третье, видимо, и вовсе не нужно. Мексика вообще отличается тем, что никому не мешают "сходить с ума", если на то есть желание представителей коренного населения. В Чамуле запрещено фотографировать церковь и в церкви, да и сами индейцы всячески стараются не попадать в объективы. Не только в Чамуле, кстати. И в Синакантане, и на крупном рынке Сан Кристобаля, куда каждое утро из окрестных городков индейцы съезжаются продавать свои изделия, стоит навести на них объектив, и в последний момент каким-то шестым чувством они узнают, когда нужно быстро отвернуться, закрыться рукой или просто превратиться в размытое пятно на кадре гринго. Без разницы, спросишь ты у них разрешения или нет, спрячутся все равно. Не все, но многие.
Мужчины ходят в черных или белых, в зависимости от социального статуса, лохматых накидках и светлых шляпах. Женщины в таких же косматых черных юбках и босиком (ну или когда совсем холодно и снег, надевают прозрачные, незаметные пляжные сандалии).
Image Hosting
Я не стала резать фоточки и я прошу прощения за наспех найденный из офиса хостинг. Позже найду что-нибудь получше и все перезалью.


В Сан Хуан Чамуле встречается многоженство. Создавать семью, однако, можно только с односельчанами. В исключительных случаях, с жителями Синакантана. Больше нельзя ни с кем. Однажды уехавшему из города навсегда запрещено возвращаться. Кроме санкционированных старейшинами поездок в Сан-Кристобаль на рынок. Несколько лет назад индейцы выступили против посещения своих земель туристами. Их просьба была выполнена, агентства стали объезжать Сан-Кристобаль с его рынком и не возить ротозеев в индейские деревни. Где-то через полгода маленькие гордые народы окончательно обнищали и вновь позволили чужакам топтать незалежные земли.


В день нашего приезда был какой-то религиозный праздник. Толпа мужчин торжественно носила по городу гроб с Иисусом в праздничных лиловых одеждах (в обычные дни скульптуры в соборах одеты в белые одежды, в праздники их переодевают в красные, а в большие праздники - в лиловые с золотом), группа поддержки сопровождала шествие взрывами петард (??). За всем этим наблюдали очень важные люди города

Image Hosting

Службу в церкви проводит шаман. Католический священник тоже имеет право проводить службы, но разрешено ему это делать только в специально отведенных местах - чуть ли не во дворике. Пол внутри устелен еловыми ветками, индейцы сидят на полу, жгут свечи - перед каждым стоит около 10-30 свечей, пьют кока-колу, какой-то специальный ритуальный алкогольный напиток и молятся. Поют что-то на своих диалектах, раскачиваясь и подвывая в такт. Вдоль стен стоят скульптуры местных католических святых, больше всего напоминающие персонажей традиционных японских театров, пустой иконостас. Иконы (правильнее сказать картины на религиозные темы, в католичестве нет икон) хранятся где-то в специальном месте и извлекаются, когда индейцы хотят поблагодарить того или иного святого или, наоборот, выразить ему свое порицание. В неурожайный, засушливый год могут и палками побить.
Если кто-то заболевает, в церковь приносится петух (заболел мужчина) или курица (женщина). Птица ритуально убивается перед крестом и больной обмазывается куриной кровью. Когда в последние годы случались массовые истерии эпидемии гриппа, неверящая в спасительных кур Мексика боялась, что Чамула вымрет. Не вымерла. Курицы рулят.
В церкви очень странно себя чувствуешь, как-то нехорошо там, нелепо. Словно в мозгу транспарант вывешивается "Что ты тут делаешь, чужак?" А уж когда я опустила глаза и увидела печальную курицу с обреченном взглядом, торчащую из сумки (явно чем-то предварительно обкуренную, имхо), то быстро пошла на выход, пока ее не прирезали прямо при мне.

Я спросила нашего гида Элеонору, как католическая церковь смотрит на подобную самобытность в стенах собственной церкви. Элеонора ответила, что сквозь пальцы. В противном случае индейцы уйдут делать "это" куда-нибудь еще. А так все ж на глазах.
Фотографировать в церкви мы не решились. Кому интересно взглянуть, как оно там внутри, могут пройти по ссылке: http://paul.bard.ru/Mexico-2007/San_Juan_Chamula/pPostCard_1.htm

Рыночки Чамулы с местной одеждой и вышивкой:

Image Hosting Image Hosting

Городок Синакантан более "цивилизован". Есть школа, больница, аптеки. Люди более открыты для общения.
Церковь. Почти такая же, как в Чамуле. Внутри странно, но не так, конечно, как в Чамуле. Кур не режут, ничего такого.
Image Hosting

Большинство жителей ходят в одежде определенных цветов, цветов этой деревни.
Улицы:
Image Hosting Image Hosting Image Hosting

И еще там сохранилось что-то типа матриархата. Женщин на улице практически нет, они работают дома - ткут, шьют, принимают у себя туристов. Т.е. деньги зарабатывают.
Мужчины ходят группами по улицам, активно работают в церкви. Украшают цветами, следят за свечами и туристами. Подпирают стены :)
Image Hosting

Дома в семье тоже играют роль скорее декоративную, все ответственные решения принимаются старейшими женщинами семьи. Наш водитель Фернандо спросил младшую дочь семьи, в чей дом нас пригласили, собирается ли она замуж (ребенку на вид лет 12). "Я еще не выбрала себе мужчину", - степенно ответил ребенок .

В индейском доме:
Image Hosting дом-магазин.
Image Hosting индианка ткет
Image Hosting все продается. Стоит сущие копейки.
Image Hosting наших людей наряжают в национальные свадебные костюмы. Жених, невеста и "свидетели"
Image Hosting вид сзади.


Image Hosting Так выглядит кухня
Image Hosting Старая индианка печет лепешки. Очень вкусные, горячие.


Ну а так выглядят окрестности вокруг индейских поселений. Снято из окна нашего микроавтобуса.
Image Hosting
Image Hosting

ту би континует
Tags: out & about
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments