Пиетари Тутлик (sol_diesi) wrote,
Пиетари Тутлик
sol_diesi

индейские деревни Сан Хуан Чамула и Синакантан

Начну выкладывать мексиканские впечатления под настроение. За 8 дней проехали по 8 штатам Мексики - начали из Мехико, потом Пуэбла, Оахака, Чьяпас, очень быстро Табаско, потом Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо, где мы провели 5 дней в Канкуне.
Тут у нас будет про два индейских поселения в Чьяпасе.

Сначала нас (7 человек и гид) привезли в очень странное место в городок Сан Хуан Чамула. Там нет школ, нет больниц, нет полиции. Первое заменяет семья, второе шаман, он же священник местной церкви, третье, видимо, и вовсе не нужно. Мексика вообще отличается тем, что никому не мешают "сходить с ума", если на то есть желание представителей коренного населения. В Чамуле запрещено фотографировать церковь и в церкви, да и сами индейцы всячески стараются не попадать в объективы. Не только в Чамуле, кстати. И в Синакантане, и на крупном рынке Сан Кристобаля, куда каждое утро из окрестных городков индейцы съезжаются продавать свои изделия, стоит навести на них объектив, и в последний момент каким-то шестым чувством они узнают, когда нужно быстро отвернуться, закрыться рукой или просто превратиться в размытое пятно на кадре гринго. Без разницы, спросишь ты у них разрешения или нет, спрячутся все равно. Не все, но многие.
Мужчины ходят в черных или белых, в зависимости от социального статуса, лохматых накидках и светлых шляпах. Женщины в таких же косматых черных юбках и босиком (ну или когда совсем холодно и снег, надевают прозрачные, незаметные пляжные сандалии).
Image Hosting
Я не стала резать фоточки и я прошу прощения за наспех найденный из офиса хостинг. Позже найду что-нибудь получше и все перезалью.


В Сан Хуан Чамуле встречается многоженство. Создавать семью, однако, можно только с односельчанами. В исключительных случаях, с жителями Синакантана. Больше нельзя ни с кем. Однажды уехавшему из города навсегда запрещено возвращаться. Кроме санкционированных старейшинами поездок в Сан-Кристобаль на рынок. Несколько лет назад индейцы выступили против посещения своих земель туристами. Их просьба была выполнена, агентства стали объезжать Сан-Кристобаль с его рынком и не возить ротозеев в индейские деревни. Где-то через полгода маленькие гордые народы окончательно обнищали и вновь позволили чужакам топтать незалежные земли.


В день нашего приезда был какой-то религиозный праздник. Толпа мужчин торжественно носила по городу гроб с Иисусом в праздничных лиловых одеждах (в обычные дни скульптуры в соборах одеты в белые одежды, в праздники их переодевают в красные, а в большие праздники - в лиловые с золотом), группа поддержки сопровождала шествие взрывами петард (??). За всем этим наблюдали очень важные люди города

Image Hosting

Службу в церкви проводит шаман. Католический священник тоже имеет право проводить службы, но разрешено ему это делать только в специально отведенных местах - чуть ли не во дворике. Пол внутри устелен еловыми ветками, индейцы сидят на полу, жгут свечи - перед каждым стоит около 10-30 свечей, пьют кока-колу, какой-то специальный ритуальный алкогольный напиток и молятся. Поют что-то на своих диалектах, раскачиваясь и подвывая в такт. Вдоль стен стоят скульптуры местных католических святых, больше всего напоминающие персонажей традиционных японских театров, пустой иконостас. Иконы (правильнее сказать картины на религиозные темы, в католичестве нет икон) хранятся где-то в специальном месте и извлекаются, когда индейцы хотят поблагодарить того или иного святого или, наоборот, выразить ему свое порицание. В неурожайный, засушливый год могут и палками побить.
Если кто-то заболевает, в церковь приносится петух (заболел мужчина) или курица (женщина). Птица ритуально убивается перед крестом и больной обмазывается куриной кровью. Когда в последние годы случались массовые истерии эпидемии гриппа, неверящая в спасительных кур Мексика боялась, что Чамула вымрет. Не вымерла. Курицы рулят.
В церкви очень странно себя чувствуешь, как-то нехорошо там, нелепо. Словно в мозгу транспарант вывешивается "Что ты тут делаешь, чужак?" А уж когда я опустила глаза и увидела печальную курицу с обреченном взглядом, торчащую из сумки (явно чем-то предварительно обкуренную, имхо), то быстро пошла на выход, пока ее не прирезали прямо при мне.

Я спросила нашего гида Элеонору, как католическая церковь смотрит на подобную самобытность в стенах собственной церкви. Элеонора ответила, что сквозь пальцы. В противном случае индейцы уйдут делать "это" куда-нибудь еще. А так все ж на глазах.
Фотографировать в церкви мы не решились. Кому интересно взглянуть, как оно там внутри, могут пройти по ссылке: http://paul.bard.ru/Mexico-2007/San_Juan_Chamula/pPostCard_1.htm

Рыночки Чамулы с местной одеждой и вышивкой:

Image Hosting Image Hosting

Городок Синакантан более "цивилизован". Есть школа, больница, аптеки. Люди более открыты для общения.
Церковь. Почти такая же, как в Чамуле. Внутри странно, но не так, конечно, как в Чамуле. Кур не режут, ничего такого.
Image Hosting

Большинство жителей ходят в одежде определенных цветов, цветов этой деревни.
Улицы:
Image Hosting Image Hosting Image Hosting

И еще там сохранилось что-то типа матриархата. Женщин на улице практически нет, они работают дома - ткут, шьют, принимают у себя туристов. Т.е. деньги зарабатывают.
Мужчины ходят группами по улицам, активно работают в церкви. Украшают цветами, следят за свечами и туристами. Подпирают стены :)
Image Hosting

Дома в семье тоже играют роль скорее декоративную, все ответственные решения принимаются старейшими женщинами семьи. Наш водитель Фернандо спросил младшую дочь семьи, в чей дом нас пригласили, собирается ли она замуж (ребенку на вид лет 12). "Я еще не выбрала себе мужчину", - степенно ответил ребенок .

В индейском доме:
Image Hosting дом-магазин.
Image Hosting индианка ткет
Image Hosting все продается. Стоит сущие копейки.
Image Hosting наших людей наряжают в национальные свадебные костюмы. Жених, невеста и "свидетели"
Image Hosting вид сзади.


Image Hosting Так выглядит кухня
Image Hosting Старая индианка печет лепешки. Очень вкусные, горячие.


Ну а так выглядят окрестности вокруг индейских поселений. Снято из окна нашего микроавтобуса.
Image Hosting
Image Hosting

ту би континует
Tags: out & about
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments